07.09.2021 Образовательная программа на фестивале театров Дальнего Востока

Помимо показа спектаклей Второй фестиваль театров Дальнего Востока включит обширную образовательную программу. Для артистов и работников театра пройдут мастер-классы, лекции, семинары, творческие встречи с мастерами сцены и обсуждения спектаклей.

Занятия по театральному менеджменту ведет
Игорь Овчинников
помощник художественного руководителя Московского театра «Мастерская Петра Фоменко», преподаватель продюсерских факультетов ГИТИС и Школы-Студии МХАТ, Высшей школы деятелей сценического искусства «Школа Г.Г. Дадамяна».
Окончил в 1992 году театроведческий факультет ГИТИСа, параллельно посещал занятия на режиссерском факультете. Стажировался на факультете драмы Тринити колледжа (Дублин, Ирландия). Продолжил обучение в аспирантуре Государственного института искусствознания.


В 1996 году открыл совместно с Артемием Лебедевым сайт «Страницы московской театральной жизни» (Theatre.ru) – первый интернет-проект, посвященный русскому театру.
В разное время создал десятки сайтов для театров и театральных проектов.
Был куратором театральных программ фестивалей «Неофициальная Москва», «Культурные герои 21 века» (1999 г.). Один из основателей и организаторов фестиваля «Театральная паутина» (2004-2009 гг.), руководитель проекта « Культу.Ru! » (с 2005 г.), который занимается профессиональной высококачественной съёмкой и трансляцией театральных спектаклей в интернете и кинотеатрах.
Член Ассоциации театральных критиков.

  • Лауреат Премии Фонда Олега Табакова «За создание театральной реальности в виртуальном пространстве», 2003;
  • Лауреат премии «Театрал» в номинации «Будущее театральной Москвы» как один из организаторов фестиваля «Театральная паутина», 2005;
  • Лауреат премии газеты «Московский комсомолец» в номинации «Новация» как один из организаторов фестиваля «Театральная паутина», 2005;
  • Указом Президента РФ награжден медалью «За бескорыстный вклад в организацию Общероссийской акции взаимопомощи #МыВместе – за онлайн-проекты во время пандемии коронавируса, 2020.

Семинар-практикум для сотрудников отделов маркетинга и отделов продаж театров
В программе семинара:
выступления практиков театра с кейсами, представляющими комплексное использование инструментов интернет-маркетинга в театре, лекции профессионалов интернет-маркетинга о специфике работы с отдельными инструментами, разбор кейсов участников форума.
Слушатели программы:
к участию приглашаются сотрудники театров, непосредственно работающие с инструментами интернет-маркетинга и желающие повысить свои компетенции, а также руководители подразделений маркетинга и продаж.
Внедрение инструментов интернет-маркетинга. Первые шаги
1. Цели интернет-маркетинга;
2. Подготовка к внедрению инструментов интернет-маркетинга;
3. Обзор основных инструментов.

Занятия по актерскому мастерству ведет
Никита Бетехтин
театральный режиссер.
Окончил ГИТИС (мастерская Леонида Хейфеца), магистратуру Школы-студии МХАТ (мастерская Виктора Рыжакова) и Московскую высшую школу социальных и экономических наук (Шанинка).

Поставил более 25 спектаклей в таких театрах как Театр Нации (Москва), Центр им. Мейерхольда (Москва), Русский театр Эстонии (Таллин), Театр де Норд (Сату-Маре, Румыния), Старый дом (Новосибирск), Красноярский ТЮЗ.

  • Лауреат государственной стипендии Союза театральных деятелей РФ;
  • Лауреат стипендии Правительства РФ молодым деятелям культуры и искусств.

Принимал участие в фестивалях «Золотая маска», «Живые лица», «Любимовка», «Первая читка», международном театральном фестивале «TACT» (Италия). Участвовал более чем в двадцати творческих лабораториях в разных городах России и за рубежом.

«ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС – дзен для актеров и режиссеров»
Мастер-класс об актерском искусстве как о состоянии «потока»
Основа русской театральной школы лежит в умении актера быть «здесь и сейчас»: смотреть и видеть, слушать и слышать.
Полное, тотальное присутствие актера на сцене в момент сценического действия – это и есть полное погружения актера в «предлагаемые обстоятельства» – одно из главных понятий в русской театральной школе. Умение «быть здесь и сейчас», включенность в партнера, вера в предлагаемые обстоятельства – это слагаемые проживания «подлинной
жизни человеческого духа». Сегодня понятие «здесь и сейчас» широко изучается и в практической психологии.
Пятидневный тренинг основан на творческом методе К.С. Станиславского, М. Чехова, Ев. Вахтангова, а также на трудах венгерского психолога Mihaly Csikszentmihalyi и книгах известного наставника Сюндрю Судзуки.
Основное направление тренинга – изучение состояния «Потока». Поток – это психическое состояние, в котором человек полностью включен в то, чем он занимается, что характеризуется деятельным сосредоточением, полным вовлечением и нацеленностью на успех в процессе деятельности.
Концепция потока предложена Михаем Чиксентмихайи. Михай Чиксентмихайи выделяет 5 условий для погружения в состояния Потока, удивительно, но Константин Станиславский и его ученики также выделяют эти условия для «подлинного существования
на сцене».

Занятия по сценической речи ведет
Сергей Сотников
старший преподаватель кафедры Сценической речи и вокала школы-студии МХАТ, ВШСИ им. А. Райкина, режиссер, актер театра «Сатирикон».
Окончил Школу-студию МХАТ в 2005 году. В том же году начинает преподавать в стенах родной alma mater. В 2002 году был принят в труппу театра «Сатирикон» им. Аркадия Райкина. В 2012 году как со-режиссер поставил спектакль «Ромео и Джульетта» в театре «Сатирикон», там же поставил спектакль «Непушкин».

Его спектакли идут в центре им. Вс. Мейерхольда, театре Наций, театре «Сатирикон», учебном театре школы-студии МХАТ.
В 2019 году в г. Резекне, в театре «Йорик» (Латвия) поставил спектакль «Анна Каренина».
Участник и спикер российских и международных школ и семинаров.

Содержание мастер-класса
Речевая практика в современном театре, что это значит?
Поговорим об особенностях речевой коммуникации в пространстве сегодняшнего театра.
Как озвучить любое пространство. Что такое интонация и как быть убедительным на сцене.
Речевые сложности и способы их решения.
Речевой тренинг в театре. Чем тренинг артиста отличается от тренинга студента?
Дыхательный тренинг, резонационные упражнения и действенный звук.

Занятия по сценическому движению ведет
Татьяна Гордеева
танц-художник: практикующий хореограф, преподаватель, танц-драматург, куратор и теоретик.
Лауреат и дипломант Российских и международных конкурсов.

В прошлом выпускница московской балетной школы (диплом отличия, 1990 г.), после работы в Кремлевском балете танцевала у Саши Пепеляева и вместе с ним и Еленой Тупысевой создавала агентство театров танца ЦЕХ (2001) и формировала программу Летней школы (2001-2014). С 2011 г. куратор магистерской программы «Художественные практики современного танца» в АРБ им. А.Я. Вагановой. Работы, созданные в со-авторстве с коллегами-танцовщиками, музыкантами и философами, были представлены на фестивалях в России и за рубежом. С 2015 года активно сотрудничает с драматургом Екатериной Бондаренко. В качестве художника по движению сотрудничала с режиссерами драматических театров: М. Гацаловым, С. Александровским, А. Ивановой-Брашинской, Р. Шаляпиным, К. Вытоптовым. Преподаватель дисциплины «Танец» в СПбГИТИ (2015-2018). Приглашенный преподаватель современной труппы «Балета Москва». Танц-драматург для резидентов Арт-площадки Станция (Кострома). Сфера научных интересов располагается в области танцевальных исследований (dance studies) и связана с ролью танцевальных практиков ХХ и ХХI века в смене эстетической парадигмы.

Практика «Умное тело»
С точки зрения движения, умное тело – это тело, готовое к спонтанным решениям. Спонтанность можно рассматривать как баланс напряжения и не напряжения, а также как исследование напряжения тех мышечных структур, которые ограничивают возможности тела.
Как распознать лишнее усилие, которое плотно закреплено за нашими привычными положениями тела, т.е. как мы стоим, сидим, ходим, двигаем руками? Эту задачу можно решить при помощи телесной осознанности. Контроль мышечного усилия осуществляется через развитие специфичного внимания. У каждого из нас есть представление о теле, его образ, своеобразная схема, то, как мы изнутри воспринимаем его. Для обозначения зон излишнего напряжения нам нужно будет добавить «красок» в эту схему за счет анатомического знания и без-гравитационного взаимодействия с полом. Для этого нам понадобятся микро-движения, мысленные усилие и образы.
Телесным практикам, сфокусированным на развитие осознанности, больше ста лет. Их развитием активно занималась танцевальная среда. Фокус на схеме тела позволяет создать «поток» движения, т.е. когда нет плана, а есть спонтанность.
Поток – это танец.