Инклюзивный театр «Алгыс» для подростков и взрослых открылся 14 декабря 2019 года в Историческом парке «Россия – моя история» города Якутск. Спектакль состоялся благодаря поддержке Благотворительного фонда «Харысхал» и АКБ «Алмазэргиэнбанк», а также вышеназванного Музейного парка «Россия – моя история».
«Алгыс» переводится как якутский обряд благословения. Так назывался и один из спектаклей инклюзивной театральной студии «Маленький принц» — социального проекта театрального режиссера Лены Ивановой-Гримм, организованного в 2012 году при благотворительном фонде «Харысхал». Воспитанники студии дети от 5 до 18 лет с инвалидностью и без, играли различные спектакли вместе с профессиональными актерами из Саха Театра, также участвовали в фестивалях «Пасхальный Дар» в Москве, «WIR-MIR» в Берлине и в Гамбурге.
Теперь многие из них выросли, и, чтобы дать возможность повзрослевшим ребятам, продолжать играть на сцене, было решено создать театр взрослого формата. Ведь вход в профессиональные театры города для людей с инвалидностью все еще закрыт.
Сейчас в труппу АНО инклюзивного театра «Алгыс», организованного Леной Ивановой-Гримм, актером Гернотом Гримм и Анной Пановой – мамой одной из воспитанниц театра Милены Яковлевой, входят четырнадцать актеров с инвалидностью, ограниченными возможностями здоровья, также актеры без инвалидности. В труппу в качестве волонтеров также входят профессиональные театральные деятели.
На открытии был показан этюдный спектакль «Алеф. Начало», в котором переплелись тексты Борхеса и Рабиндраната Тагора. «Идея родилась, когда я увидела фотографию боливийского озера Солончак, — говорит режиссёр, — в этом месте раз в году небо соединяется с землей. Постановка больше интуитивная, хотелось в спектакле показать, раскрыть каждого особого участника действа как личность».
Театральный критик и директор Центра им. Мейерхольда Елена Ковальская, которая приехала в Якутск на открытие театра подчеркнула миссию социального театра в современном театральном сообществе: «Социальный театр чрезвычайно разнообразен. Он говорит о нашей реальности, ставит жесткие вопросы и является не ответом, а скорее вопросом про то, кто мы и на какой земле живём. В отличие от традиционного театра, он строит новые активные взаимоотношения со зрителями. Мне кажется, это намного интереснее, чем смотреть очередную режиссерскую интерпретацию пьесы Шекспира».